Биография, Булгаков Михаил Афанасьевич. Полные и краткие биографии русских писателей и поэтов.

Булгаков Михаил Афанасьевич. фото фотография фотка Булгаков Михаил Афанасьевич. фото фотография фотка Булгаков Михаил Афанасьевич. фото фотография фотка Булгаков Михаил Афанасьевич. фото фотография фотка Булгаков Михаил Афанасьевич. фото фотография фотка Булгаков Михаил Афанасьевич. фото фотография фотка
Все материалы на одной странице
Материал № 1
Материал № 2
Материал № 3
Материал № 4

Булгаков, Михаил Афанасьевич

— беллетрист и драматург. Род. в 1891 в Киеве. Окончил в 1916 медицинский факультет Киевского ун-та. Писать начал в 1919. Работал в газетах репортером и фельетонистом сначала в провинции, затем — в Москве. Годы 1921—23 жил за границей, где сотрудничал в берлинской сменовеховской газете «Накануне». С 1925 начинает приобретать литературное имя своими рассказами (изданными в дальнейшем отдельным томом — «Дьяволиада»), романом «Белая гвардия» и пьесами «Дни Турбиных» и «Зойкина квартира». В «Белой гвардии» и «Днях Турбиных», изображая белогвардейщину на Украине, лично пережитую автором, он пытается свалить «вину белогвардейства» на генералитет и других руководителей движения, изображая рядовых белогвардейцев доблестными и политически честными. Тенденциозность проявилась уже в том, что автор взял сюжетом для этих вещей гетманщину, где белогвардейцы были преданы Скоропадским, а не деникинщину, во время которой сущность белогвардейства вскрылась с особой яркостью и полнотой. Обе пьесы Б. имели успех, который можно лишь в очень слабой степени связать с художественными достоинствами их: главное в этом успехе следует приписать прекрасной игре актеров 1-го Художественного театра («Дни Турбиных») и театра им. Вахтангова («Зойкина квартира»). Формально Булгаков следует двум струям русской дворянской литературы: в разработке мотива умирания дворянства («Белая гвардия» и «Дни Турбиных») он продолжает линию реалистического романа; в изображении советской действительности («Дьяволиада», «Зойкина квартира») Булгаков пользуется приемами юмористической повести. В большинстве последних произведений Б. использует теневые стороны советской действительности в целях ее дискредитирования и осмеяния. Такой характер устремлений ставит Б. на крайний правый фланг современной русской литературы, делая его художественным выразителем правобуржуазных слоев нашего общества.

Автобиография Б. («Записки на манжетах») — в журнале «Россия», No 5, 1923, роман «Белая гвардия» напечатан в журн. «Россия», NoNo 4—5, М., 1925, «Дьяволиада» (рассказы) вышла в изд. «Недра», М., 1925.

Лит.:Лиров М., ст. в журн. «Печать и революция», кн. 5—6, 1925; Коротков Н., ст. в журн. «Рабочая жизнь», кн. 3, 1925; Осинский Н., ст. в «Правде», No 170, от 28 июля 1925.

Булгаков, Михаил Афанасьевич

[1891—] — беллетрист и драматург. Родился в Киеве. В 1916 окончил медицинский факультет Киевского университета. Начал писать в 1919. Печатал в провинциальной прессе статьи, фельетоны, поставил на провинциальной сцене три пьесы, никогда не опубликованные, и рукописи которых впоследствии были им уничтожены. С 1921 живет в Москве, где первое время работал репортером и фельетонистом в ряде газет, сотрудничал в берлинской сменовеховской газете «Накануне». С 1923 отдается целиком литературе. Б. стал популярен своей драмой «Дни Турбиных», комедией «Зойкина квартира» и сборником юмористических рассказов «Диаволиада». Ранее он опубликовал свой единственный роман — «Белая гвардия». Роман рисует жизнь белогвардейцев — семьи Турбиных, в Киеве за период — лето 1918 — зима 1919 (немецкая оккупация, гетманщина, петлюровская директория) до занятия Киева Красной армией в начале 1919. Опыт этого года убедил автора в том, что гибель его класса неизбежна и вполне заслуженна. Булгаков эту свою идейную установку дает в эпиграфе к роману: «и судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими». Погибающие классы ненавидят свой восставший народ, трусливо прячутся за спину немецкого империалистического насильника и злорадствуют при виде жестокой расправы немецких юнкеров над украинской деревней. Героически, с великой жертвенностью борются против своих и чужеземных насильников лишь украинский крестьянин, русский рабочий — народ, который «белые» ненавидят и презирают. «Когда немцы были побеждены», — рассказывает Б., — бежавшие из Москвы в Киев помещики и фабриканты «поняли, что судьба их связана с побежденными. «Немцы побеждены», — сказали гады. «Мы побеждены», — сказали умные гады». Признание советской власти неизбежно. Б. вошел в литературу с сознанием гибели своего класса и необходимости приспособления к новой жизни. Б. приходит к выводу: «Все, что ни происходит, происходит всегда так, как нужно и только к лучшему». Этот фатализм — оправдание для тех, кто сменил вехи. Их отказ от прошлого не трусость и предательство. Он диктуется неумолимыми уроками истории. Примирение с революцией было предательством по отношению к прошлому гибнущего класса. Примирение с большевизмом интеллигенции, к-рая в прошлом была не только происхождением, но и идейно связана с побежденными классами, заявления этой интеллигенции не только об ее лояльности, но и об ее готовности строить вместе с большевиками — могло быть истолковано как подхалимство. Романом «Белая гвардия» Б. отверг это обвинение белоэмигрантов и заявил: смена вех не капитуляция перед физическим победителем, а признание моральной справедливости победителей. Роман «Белая гвардия» для Б. не только примирение с действительностью, но и самооправдание. Примирение вынужденное. Б. пришел к нему через жестокое поражение своего класса.

Поэтому нет радости от сознания, что гады побеждены, нет веры в творчество победившего народа. Это определило его художественное восприятие победителя. Новая действительность — «Диаволиада», как озаглавлена его книга рассказов. Советская государственная машина эпохи военного коммунизма — «Диаволиада», новый быт — «грязь и гадость такая, о которых Гоголь даже понятия не имел» («Похождения Чичикова»), народ — «ведьмы», которые разрушают созданные буржуазией ценности («Дом Эльпит — Раб. коммуна»), новый боец — китаец, который примечателен тем, что он научился по-русски ругаться («Китайская история»), все творчество революции — «роковые яйца», из которых выходят огромных размеров гады, грозящие погубить всю страну. Б. принял победу народа не с радостью, а с великой болью покорности. Б. жаждет компенсировать свой класс за его социальное поражение моральной победой, «диаволизируя» революционную новь. Стремлением к такой моральной компенсации определяется последний период творчества Б. Сейчас не надо больше оправдываться за свое сменовеховство, за приспособление к новой жизни: это пройденный этап. Сейчас уже прошел также момент раздумья и раскаяния за грехи класса. Б., наоборот, пользуясь затруднениями революции, пытается углубить идеологическое наступление на победителя. Он еще раз переоценивает кризис и гибель своего класса и пытается его реабилитировать. Б. перерабатывает свой роман «Белая гвардия» в драму «Дни Турбиных». Две фигуры романа — полковник Малышев и врач Турбин — соединены в образе полковника Алексея Турбина. В романе полковник предает коллектив и сам спасается, а врач погибает не как герой, а как жертва. В драме — врач и полковник слиты в Алексее Турбине, гибель которого — апофеоз белого героизма. В романе крестьяне и рабочие учат немцев уважать их страну. Месть крестьян и рабочих немецким и гетманским поработителям Булгаков оценивает как справедливый приговор судьбы «гадам». В драме — народ — одна лишь дикая петлюровская банда. В романе — культура белых — ресторанная жизнь «закокаиненных проституток», море грязи, в котором тонут цветы Турбиных. В драме — красота цветов Турбиных — сущность прошлого и символ погибающей жизни.

Задача автора — моральная реабилитация прошлого в драме — подчеркивается одновременно написанной им советской комедией «Зойкина квартира». Драма — последние «Дни Турбиных», трагически погибающих под звуки «вечного Фауста». Комедия — притон, где ответственные советские люди проводят свои пьяные ночи.

Б. не сумел ни оценить гибели старого, ни понять строительства нового. Его частые идейные переоценки не стали поэтому источником большого художественного творчества. Роман «Белая гвардия» в значительной своей части беллетристическая публицистика талантливого журналиста. Собственно художественные страницы романа написаны в манере старых дворянских романов, что выдает эпигонство Б. Изображение советской действительности дано приемами юмористического рассказа, о это не скорбный юмор скорби «униженных и оскорбленных», а юмор довольно дешевого газетчика.

Последняя драма Б. «Бег», «живописующая эмиграцию, продолжает тенденции «Дней Турбиных». Весь творческий путь Б. — путь классово-враждебного советской действительности человека. Б. — типичный выразитель тенденций «внутренней эмиграции».

Библиография: I. Белая гвардия, журн. «Россия», 1925, кн. 4 и след.; Диаволиада, Рассказы, изд-во «Недра», М., 1925; Переверзев В., Новинки беллетристики, «Печать и революция», кн. 5, М., 1924; Лиpов М., «Печать и революция», кн. 5—6, М., 1925; Осинский Н., Лит-ые заметки, «Правда», No 170, М., 1925; Его же, Писатели современной эпохи, М., 1928.

Булгаков, Михаил Афанасьевич

(1891-1940) — Выдающийся рус. сов. писатель и драматург, известный также произв. др. жанров; один из самых значительных авторов сов. лит-ры, занимавший в ней особую, независимую позицию и оказавший на нее влияние (в осн. посмертное), к-рое трудно переоценить. Род. в Киеве, в семье преподавателя Киевской Духовной акад., окончил мед. ф-т Киевского ун-та, работал земским врачом; во время Гражданской войны неоднократно мобилизовывался (в своем професс. качестве) разл. политич. силами Юга России, в 1921 г. окончательно обосновался в Москве, где, сменив ряд профессий, занялся журналистской и лит. деятельностью (постоянный фельетонист газ. «Гудок» с 1923 г.). Печататься начал с 1920 г. (очерки в эмигрантской газ. «Накануне», изд. в Берлине). Быстро достиг успеха и признания, в осн., своими пьесами, у читателей и зрителей; параллельно росло неприятие тв-ва Б. у критиков и «коллег»-драматургов, подкрепленное политич. обвинениями в адрес «идеолога Белого движения», оно вылилось со временем в систематическую травлю. Судьбу писателя во мн. определили противоречивые отношения с И. В. Сталиным: последний испытывал явное пристрастие к пьесам Б., хотя открыто называл их контрреволюционными, не выпускал автора за границу, тем более не способствовал продвижению его произв.; однако Б. было «позволено» избежать ареста и умереть от болезни в собственной квартире. (О том, что Б. не смог преодолеть иллюзий относительно фигуры Сталина, свидетельствует пьеса «Батум» о юности «вождя», резко выпадающая из общего контекста тв-ва Б.).

Фантастика пронизывает большинство прозаических произв. Б., что позволяет в ретроспективе (две его самые значительные фантаст. книги увидели свет сравнительно недавно) назвать их автора классиком сов. НФ лит-ры; сам Б. охарактеризовал себя как «мистического писателя». Общая направленность его НФ произв. обусловлена отношением автора к Сов. власти: писатель не считал себя ее врагом, но оценивал действительность весьма критически, считая, что своими сатирическими обличениями приносит пользу стране и народу. К ранним примерам сатирической НФ относятся повести — «Дьяволиада. Повесть о том, как близнецы погубили делопроизводителя» (1924) и «Роковые яйца» (1925); объединены в сб. «Дьяволиада» (1925). Первая повесть, написанная в духе фантастики Н. Гоголя и Ф. Кафки (хотя последнего Б., разумеется, в то время читать не мог) и рассказывающая о «маленьком человеке», раздавленном фантасмагорической машиной гос. бюрократии, прошла малозамеченной; зато вторая вызвала шквал обвинений и похвал (тираж сб. был конфискован, а след. изд. состоялось лишь в 1988 г.). Формально это история НФ изобретения и открытия (ускорение роста клеток под влиянием «лучей жизни»), к-рое — из-за подчеркнутого Б. специфического отечественного разгильдяйства и авантюризма (в нем критик А. Воронский прозорливо разглядел «коммунистический эксперимент» вообще) — привело к катастрофе: вместо кур-рекордисток из яиц вылупляются апокалипсические змеи-гиганты.

Еще большим мастерством и более резкой соц. направленностью отличается написанная в 1925 г. повесть «Собачье сердце» (1987), более 60 лет пребывавшая в «самиздате»; экранизирована (см. «Собачье сердце»). В данном случае внешняя НФ канва — мед. эксперимент по пересадке человеческого гипофиза псу Шарику и быстрая «эволюция» последнего в человека, точнее, в пародию на человека — не скрывает прозрачного саркастического намека на широко пропагандируемые идеи «ускоренного создания нов. человека»: фамилия законченного мерзавца и демагога Шарикова, удивительно легко нашедшего «экологическую нишу» в сов. действительности, в конце 1980-х гг. стала нарицательной. В более широком плане повесть Б. развивает поп. тему НФ об искусственном существе, восставшем против своего создателя.

Гл. произв. Б. и одно из худож. достижений рус. и мир. лит-ры 20 в. — многоплановый филос. — фантаст. роман «Мастер и Маргарита» (сокр. 1966-1967; 1973) — создавался в 1929-1940 гг. и до публикации был известен лишь узкому кругу близких автору людей; неразмноженная рук. была чудом сохранена (как бы доказывая справедливость булгаковского: «Рукописи не горят!"), а первая публикация романа и оперативные переводы на мн. языки придали тв-ву Б. «мировой резонанс» (М. Чудакова). Жанр романа, его уникальная многослойная структура, делающая книгу доступной для читателей с разл. уровнем культурного багажа (в т.ч. разной степенью знаний в области философии и религии) — эту открытость, принципиальную «неэлитарность» произв. Б. хорошо подметил и обосновал в своих работах критик А. Зеркалов (см. А. Мирер); разбросанные по тексту многочисленные аллюзии, лит., историч. и культурные ассоциации, — вызвали широкий веер интерпретаций (от «иконоборческого» до «христ. — апологетического» и «мистического») и неутихающую по сей день полемику. В романе переплетаются две осн. сюжетные линии: посещение дьяволом со свитой Москвы 1930-х гг. и трагическая, воспринимаемая как автобиогр., история писателя, автора романа об Иисусе Христе; при этом евангельская (точнее, квази-евангельская) линия разработана более тщательно и худож. близка к совершенству, в то время как «моск.» страницы иногда грешат фельетонностью (хотя в целом все равно остаются вершиной отечественной сатирической прозы). Роман пронизывает особая авторская концепция гуманизма, Б. размышляет о пределах нравственной стойкости, о вечной загадке любви, о противостоянии художника (в более широком плане — мессии) и об-ва. При всей сложности роман Б. за прошедшие четверть века стал одной из самых поп. и читаемых книг на родине писателя (неоднократные экранизации в ряде стран оказались неудачными).

Б. также предприняты попытки использования фантаст. тем и сюжетов в драматургии, однако его фантаст. пьесы не увидели свет при жизни. Тревожные мысли о грядущем самоуничтожении человечества в мировой войне составляют фон «Адама и Евы» (рук. 1931; 1971 — Париж; 1987); «пародию на Ж. Верна « (а по сути — на весь «социалистический эксперимент») представляет пьеса «Багровый остров» (рук. 1931; 1971 — Париж; 1987). В двух пьесах Б. — «Блаженство» (рук. 1934; 1966) и «Иван Васильевич» (рук. 1934-1936; 1965) — применен прием путешествий во времени: в первой (малоудачной) современники перебрасываются в будущее; во второй — в прошлое; вторая повесть экранизирована (см. «Иван Васильевич меняет профессию»).

В 1980-е гг. Б. стал одним из самых издаваемых авторов у себя на родине; все его произв. вошли в Собр. соч. в 5 тт. (1989-1990).

Лит.:
Л. Яновская «Творческий путь Михаила Булгакова» (1983).
М. Чудакова «Жизнеописание Михаила Булгакова» (1988; доп. 1988).
«Воспоминания о Михаиле Булгакове» (1988).
А. Зеркалов «Евангелие Михаила Булгакова» (1988 — США).
Л. Е. Белозерская-Булгакова «Воспоминания» (1990).
А. З. Вулис «Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (1991).
Б. В. Соколов «Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (1991).
Л. М. Яновская «Треугольник Воланда» (1992).

Булгаков, Михаил Афанасьевич

Род. 3 (15 мая) 1891, в Киеве, в семье профессора Киевской духовной академии, ум. 3 марта 1940 г., в Москве. Писатель. Врач по образованию (закончил медицинский факультет Киевского университета). В годы Гражданской войны — приверженец белой идеи, врач при Добровольческой армии, эмигрировать не сумел из-за болезни (тиф). Начал печататься с 1919 г. (статьи, драмы и др.) во Владикавказе, тогда еще белогвардейском. Вскоре после установления в городе советской власти перебрался в Москву (20-е гг.), сотрудничал в газете «Гудок» и с берлинской редакцией «Накануне». Произведения: «Необыкновенные приключения доктора» (1922), «Записки на манжетах» (1923), «Дьяволиада» (1924), «Роковые яйца» (1925), «Собачье сердце» (1925, опубликована только в 1987 г.), «Белая гвардия» (1925), «Дни Турбиных» (1925, премьера — 1926, МХАТ), «Зойкина квартира» (трагифарс, 1926), «Записки юного врача» (цикл рассказов, 1926), «Багровый остров» (драматич. памфлет, 1927), «Бег» (1928, впервые поставлена 1957), «Записки покойника» (неоконч., напечатан в СССР в 1965 г. под названием «Театральный роман»), «Кабала святош» (1929), «Адам и Ева» (утопия, 1931), «Блаженство» (утопия, 1934), «Последние дни»(1935), «Иван Васильевич» (1934—1936, легла в основу фильма «Иван Васильевич меняет профессию»), «Дон-Кихот» (пьеса, 1938), «Батум» (1939), «Мастер и Маргарита» (написан в 30-е гг., впервые опубликован с купюрами в 1966 г. в журнале «Москва», первое полное издание в России 1973 г.).


Все биографии русских писателей по алфавиту:

А - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - К - Л - М - Н - О - П - Р - С - Т - У - Ф - Х - Ц - Ч - Ш - Щ - Э - Я


Десятка самых популярных биографий:

  1. Биография Пушкина
  2. Биография Лермонтова
  3. Биография Булгакова
  4. Биография Гоголя
  5. Биография Есенина
  6. Биография Достоевского
  7. Биография Чехова
  8. Биография Маяковского
  9. Биография Евтушенко
  10. Биография Даля







 
Пользовательское соглашение - сopyright © 2006-2017
red @ RESHEBA.ws