Биография, Капнист Василий Васильевич. Полные и краткие биографии русских писателей и поэтов.

Капнист Василий Васильевич. фото фотография фотка
Все материалы на одной странице
Материал № 1
Материал № 2
Материал № 3
Материал № 4

Капнист, Василий Васильевич

писатель, род. в 1757 году, в селе Обуховке, миргородского уезда полтавской губернии, ум. 28 октября 1823 г. Он был младший из четырех сыновей бригадира В. П. Капниста и его второй жены, Софьи Андреевны Дуниной-Борковской; год рождения его был и годом смерти его отца, погибшего в сражении при Гросс-Огерсдорфе. Мать В. В. Капниста, коренная малороссиянка, происходившая из хорошей дворянской фамилии, была женщина малообразованная, но обладавшая природным умом. Овдовев, она направила все заботы на то, чтобы дать детям хорошее образование и с этою целию поместила их в один из лучших петербургских пансионов. Окончив образование, Капнист в 1771 г. поступил в Измайловский полк капралом и в том же году произведен в подпрапорщики и в фурьеры, а в начале следующего года перешел сержантом в преображенский полк, где в 1775 г. и получил первый офицерский чин, но вскоре вышел в отставку. В начале 1782 г. он был избран в предводители дворянства миргородского уезда, а в августе того же года поступил под начальство графа А. А. Безбородка, получив должность контролера главного почтового правления. В мае 1783 г. он оставил и эту службу, уехал на родину и в январе 1785 г. был выбран киевским дворянством в губернские предводители. В 1787 г. Капнист был назначен главным надзирателем киевского шелковичного завода. В 1797 г., находясь уже в отставке, Капнист приезжал в Петербург по тяжебному делу. В это время состоялось Высочайшее повеление о высылке из столицы всех неслужащих дворян. Тогда Капнист, чтобы иметь возможность продлить свое пребывание в столице, обратился к Л. А. Нарышкину с просьбою о доставлении ему службы. 31 октября 1799 г. он был причислен к театральной дирекции и назначен на должность «по рассматривании всех пиес и переправливании оных». В это время русский театр в Петербурге был в упадке и в публике замечалось явное охлаждение к нему. Капнист, заведывая русскою труппою, употреблял все усилия к тому, чтобы оживить сцену, и с этою целию вызвал из Москвы нескольких талантливых артистов. Капнист состоял при театральной дирекции по 14-е августа 1801 г. и при увольнении был награжден чином статского советника. В 1802 г. он был утвержден генеральным судьею 1-го департамента полтавского генерального суда, а затем, с 24 марта 1812 г. по 19 февраля 1818 числился при департаменте народного просвещения. В 1822 г. Капнист был избран полтавским дворянством в губернские предводители. Скончался в селе Кибенцах, имении Д. П. Трощинского, с которым находился в дружеских отношениях. Похоронен в своей любимой, воспетой им в стихах, Обуховке. Как писатель, Капнист принадлежал к тому литературному кружку, душою которого был известный знаток искусств и литературы Н. А. Львов, а наиболее видными представителями — Хемницер, Богданович, Державин и отчасти А. Н. Оленин. Знакомство со Львовым относится еще ко времени пребывания Капниста в Измайловском полку, где оба они посещали полковую школу, находившуюся под особенным покровительством А. И. Бибикова, «охотника до наук, особливо до стихотворства». Капниста и Львова, кроме дружбы, связывали и семейные отношения: первый был женат на Ал. А. Дьяковой, а второй — на ее сестре Марье Алексеевне. Чрез Львова Капнист познакомился и с Хемницером, в литературной деятельности которого принимал большое участие и оказывал на него несомненное влияние. С переходом Капниста в Преображенский полк начинается сближение его с Державиным, который с 17_95 г. также делается свояком его и Львова, женившись на Д. А. Дьяковой. Литературные занятия способствовали их сближению, несмотря на разницу в летах. Благодаря Капнисту, Державин сошелся со Львовым и Хемницером. Под влиянием этих-то лиц и совершился тот поворот Державина к самостоятельному творчеству, начало которого он сам относит к 1779 году. Друзья Державина усердно занимались просмотром его сочинений, делали в них поправки, переводили для него произведения древних классиков, даже составляли для него виньетки. Капнист значительно превосходил Державина в образовании и знании иностранных языков, из которых французским владел вполне свободно, но из древних знал только латинский. В доме Державина Капнист познакомился, между прочим, с И. И. Дмитриевым, на которого произвел впечатление живостью и остроумием — отличительными свойствами своего характера. В начале XIX столетия Капнист сблизился с литературным кружком Оленина. Из друзей Оленинского дома он находился в приятельских отношениях с Гнедичем, которому и подал мысль продолжать перевод Илиады, начатый Костровым. К этому же времени относится знакомство Капниста с Озеровым и Батюшковым, которого он поощрял в занятиях италианской литературой.

Первым литературным произведением Капниста была «Ode a l'occasion de la paix conclue entre la Russie et la Porte Ottomane a Kaynardgi le 10 juillet annee 1774». Ода эта была напечатана отдельным изданием в 1775 году. С 1780 г. Капнист делается сотрудником «С. — Петербургского Вестника», в июньской книжке которого появилась «Сатира первая», заключавшая в себе резкие суждения о современной литературе и некоторых ее представителях. Сатира доставила автору известность, но возбудила неприятную полемику. Большою известностью пользовалась также «Ода на рабство», написанная в 1783 г., но напечатанная только в «Лирических сочинениях», изданных в 1806 году. В ней вспоминаются прежние времена Малороссии, когда она пользовалась свободой, и высказываются жалобы на те узы рабства, которые наложены были на родину поэта. Ода эта, без сомнения, вызвана была указом 3 мая 1783 г., по которому поселяне киевского, черниговского и новгород-северского наместничеств объявлялись крепостными людьми тех помещиков, на чьих землях застал их новый закон. «Ода на рабство», по словам самого автора, послужила поводом к сочинению «Оды на истребление в России звания раба, Екатериною II в 15 день февраля 1786 г.". В это время, как известно, состоялся указ, повелевающий подписываться на просьбах не «раб», а «верноподданный». Этою одою и началось сотрудничество Капниста в «Новых Ежемесячных Сочинениях» (1787 г., ч. ХV), служивших как бы продолжением «Собеседника любителей русского слова», в котором Капнист также участвовал по приглашению издателей его, кн. Е. Р. Дашковой и О. П. Козодавлева.

Карамзин, ценивший в Капнисте литературный вкус и чистоту языка, также привлек его к сотрудничеству в своих изданиях: «Московском журнале» (1792 г.) и «Аонидах» (1796—1799 гг.). В позднейшее время Капнист сотрудничал в «Северном Вестнике», «Журнале древней и новой словесности», «Друге просвещения», «Отечественных Записках», «Вестнике Европы», «Трудах» московского и казанского обществ любителей словесности, которых он был почетным членом, и в «Сыне Отечества».

Стихотворная деятельность Капниста выразилась преимущественно в одах, подразделяющихся на духовные, торжественные, нравоучительные, элегические, горацианские и анакреонтические. Гораций был любимым классиком Капниста, и в последние годы своей жизни он почти исключительно им занимался. Но в свои переводы из Горация Капнист внес слишком много субъективного элемента, так что они являются скорее подражаниями, причем резко выделяются анахронизмы в смешении национального элемента с древне-классическим.

Как лирический поэт, Капнист не приобрел себе известности, хотя некоторые из его произведений очень ценились за легкий стих и временами неподдельное, хотя и не глубокое чувство. Не говоря уже о современниках Капниста, укажем на Гоголя, который в стихах его находил «аромат истинно-душевного чувства и какую-то особенную антологическую прелесть». Нельзя, однако, не заметить, что чувство это в большинстве случаев выражалось меланхолией, которою Капнист злоупотреблял; это было замечено еще И. И. Дмитриевым, а впоследствии подтверждено и Белинским.

Своею литературною известностью Капнист обязан «Ябеде». Комедия эта в первый раз появилась на сцене 22 августа 1798 г. и тогда же была напечатана. Поводом к сочинению «Ябеды» послужил процесс, веденный Капнистом с соседом своим, помещиком тарновским. Пьеса эта, не отличающаяся художественными достоинствами, имела блестящий успех, благодаря своему общественному значению. Но после четырех представлений комедия, но Высочайшему повелению от 23 октября, была запрещена и изъята из продажи. Опала эта объясняется тем, что, обличая взяточников, Капнист приобрел много врагов среди чиновного люда, и наиболее влиятельные из них, без сомнения, употребили все усилия к тому, чтобы представить автора комедии опасным для общества человеком. В 1805 г. опала с «Ябеды» была снята, после чего она долго держалась на сцене. Популярность комедий была так велика, что некоторые выражения ее обратились в пословицы.

Кроме «Ябеды», Капнисту принадлежат еще следующие драматические произведения: 1) «Клорида и Милон», пастушеская опера в одном действии, сюжет которой взят из древне-греческой жизни. Она была в первый раз представлена 6 ноября 1800 г. и тогда же напечатана без имени автора; 1) «Сганарель, или мнимая неверность», комедия в трех действиях, представляющая собою переделку пьесы Мольера «Sganarelle, ou le cocu imaginaire». Поставлена на сцену 17 мая 1806 г.; 3) «Антигона», трагедия в пяти действиях, представленная 21 сентября 1814 г. Первая из этих пьес имела еще некоторый успех, а последние две никакого. Сам автор признавал их слабыми и впоследствии сам их осмеял эпиграммами, напечатанными в «Сыне Отечества».

Хотя Капнист и состоял членом Российской Академии еще с 1785 г., но только в 1814 г. принял участие в ее трудах. При составлении словаря ему поручен был выбор слов из Слова о полку Игореве и из Русской Правды. Благосклоннее относился он к Беседе любителей русского слова, в которой числился почетным членом с самого ее основания (1811 г.). В «Чтениях» Беседы, кроме стихотворений, печатались и прозаические статьи Капниста. Так, в 17-м Чтении (1815 г.) помещено «Письмо к С. С. Уварову о гекзаметрах», в котором Капнист предлагал переводить Гомера размером русских народных песентябрь Но Уваров, как известно, опроверг его мнение, чем и убедил Гнедича переводить Илиаду размером подлинника. В 18-м Чтении (1815 г.) было напечатано «Краткое изыскание о Гипербореянах и коренном российском стихосложении», в котором автор, сетуя на Ломоносова за то, что последний «не возобновил древнего русского стихосложения, пред всеми иностранными толико преимущественного», решается «вступить дерзостною ногою в ристалище, минованное исполином отечественного стихотворства» и для того старается прежде всего доказать тождество Славян с Гипербореянами, «народом знаменитым, от которого сами греки заимствовали искусства и науки». Очевидно, что в этой части своего исследования Капнист руководствовался не строгою научною критикой, а чувством патриотизма и различными фантастическими гипотезами, в чем однако и сам сознается. Изыскание Капниста, как и следовало ожидать, было встречено в печати насмешливыми отзывами. Последующие же его статьи: «О восстановлении первых шести песней Одиссеи в первобытный их порядок» (СПб. 1819) и «Мнение о том, что Улисс странствовал, не в Средиземном, но в Черном и в Азовском морях» («Сын Отечества», 1819 г.) не удостоились даже и насмешливого отзыва. Такое обидное молчание было принято автором за знак презрения к его «велемудрствованию».

Собрания сочинений Капниста печатались в Петербурге и выдержали три издания (1796, 1806, 1849 гг.). Последнее из них неудовлетворительно в смысле неисправности текста, но от предыдущих отличается наибольшею полнотой, хотя и не заключает в себе известной оды «На рабство», отсутствие которой объясняется цензурными соображениями того времени.

«Рецензент» 1821 г., No 21, 25; «Отеч. Записки» 1824 г., ч. XIX, No 52; «Атеней» 1828 г., ч. II, No 5; «Чтения в обществе истории и древн. российских» 1847 г., No 9; «Росс. Библиография» 1881 г., No 90; «Соч. Белинского», изд. 5-е, т. III, 399; т. VIII, 120—121; «Соч. Батюшкова», изд. 1885—1887 гг.; «Киевская Старина» 1886 г, т. XVI; «Соч. Гоголя», изд. 10-е, т. IV, 170; «Записки С. П. Жихарева». M. 1890 г.; «Истор. Вестник» 1891 г., т. XLIV; «Русск. Архив» 1892 г., кн. II; «Архив дирекции императорских театров». СПб. 1892; «Библиограф» 1894 г., вып. 2.

Капнист, Василий Васильевич

— поэт и выдающийся драматург; род. в 1757 г. в имении Обуховка Миргородского уезда Полтавской губернии. Пятнадцати лет приехал в Петербург и зачислился капралом в Измайловский полк; усердно посещал полковую школу, находившуюся под покровительством просвещенного А. Бибикова — «охотника до наук и особо до стихотворства». Здесь он близко сошелся с Н. А. Львовым. В 1772 г. К. перешел в Преображенский полк, где через три года получил первый офицерский чин и подружился с Державиным. В годы пребывания в столице К. усиленно старался пополнить свое домашнее образование изучением древних и западноевроп. языков и классиков, а также ознакомлением с произведениями Ломоносова, Кантемира, Сумарокова. Тогда же он впервые вступил на путь переводного стихотворства. В 1782 г. он был избран предводителем дворянства Миргородского уезда, но в том же году при посредничестве Львова получил место при Главном почтовом управлении. В 1785 г. он был избран киевским дворянством в губернские предводители, а через 2 года был назначен главным надзирателем Киевского шелковичного завода. В 1799 г. К. был причислен к театральной дирекции по заведованию русской труппой. Он много сделал для оживления русской сцены, вызвав из Москвы известных артистов — Шушерина, Сахарова, Пономарева. В 1802 г. К. был утвержден генеральным судьей 1-го департамента Полтавского генерального суда, а с 1812 по 1818 г. числился по министерству народного просвещения. Путешествуя в 1819 г. по Крымскому полуострову, он обратил внимание на разрушение местных древностей и истребление памятников старины и сделал о том представление кн. Голицыну, что имело своим последствием командировку в Тавриду академика Келлера и архитектора Паскаля. В 1822 г. К. был избран в губернские предводители дворянства Полтавской губ. а 28-го октября следующего года скончался в воспетой им Обуховке.

К. был женат на Александре Алексеевне Дьяковой, сестре жены Львова и жены Державина. К кружку этих трех писателей примкнули еще Хемницер, Богданович и Оленин. Первое произведение К. — ода на франц. языке, по поводу мира с Турцией (1775). Позже он сам определил ее так: «преглупая ода, писанная сочинителем на 17-м году его возраста, что однако ж он ни себе, ни глупому своему произведению в извинение не ставит». Внимание читающей публики К. обратил на себя впервые напечатанной в июньской кн. «С. — Петербургского вестника» (1780 г.) «Сатирой первой», перепечатанной впоследствии в «Собр. Люб. росс. слов.» (ч. V) под загл. «Сатира первая и последняя». К. высказывает здесь резкие суждения и колкие замечания относительно некоторых литературных деятелей, которых он означает псевдонимами, достаточно прозрачными. Сатира вызвала полемику: неизвестный автор напечатал в том же «СПб. вестнике» «Письмо», в котором называет К. глупцом и дерзким ругателем и приводит цитаты из Буало, Фонвизина и Сумарокова как свидетельства плагиата. В 1783 г. молодой литератор написал торжественную «Оду на рабство», которую, однако, решился напечатать лишь в 1806 г. В этом произведении К. является южно-русским патриотом, вспоминает прежнюю свободу Малороссии и оплакивает наложенные на родину оковы рабства. Поводом к написанию этой оды послужил указ Екатерины II о прикреплении крестьян к помещичьим землям в Киевском, Черниговском и Новгород-Северском наместничествах. В 1786 г. новый указ Екатерины, повелевавший просителям именоваться «верноподданный» вместо прежнего «раб», побудил К. написать «Оду на истребление в России звания раба». До 1796 г. имя К. встречается затем во многих повременных изданиях — «Новых ежемесячных сочинениях», «Московском журнале», «Аонидах» Карамзина. Его произведения, как переводные, так и оригинальные, пользовались популярностью и в публике, и среди лучших литературных кружков того времени. Шуточная ода К. «Ответ Рафаэля певцу Фелицы» была доставлена Державину еще в рукописи, под заглавием «Рапорт лейб-автору от екатеринославских муз трубочиста Василия К.". Назначение оды было указать Державину промахи в его стихотворении «Изображение Фелицы». Державин обиделся и отвечал резким письмом, где, между прочим, писал: «Ежели таковыми стихами подаришь ты потомство, то в самом деле прослывешь парнасским трубочистом, который хотел чистить стих другим, а сам нечистотою своих был замаран». Приятельские отношения между поэтами, однако, не нарушились. В 1796 г. К. издал первое собрание своих стихотворений с таким оригинальным двустшием на заголовке:

К. я прочел и сердцем сокрушился
Зачем читать учился.

Через два года появляется на сцене главное литературное произведение К. — комедия «Ябеда». Эта комедия заняла выдающееся место в отечественном репертуаре и до появления на сцене «Горя от ума» и «Ревизора», имеющих по своей обличительной тенденции много общего с «Ябедой», пользовалась выдающимся успехом. «Ябеда» не отличается искусством техники, живостью действия и особой занимательностью; цель ее — изобличение мздоимства, взяточничества и ябеды — господствует над содержанием и побуждает автора впадать иногда в шарж и утрировку. Его главные действующие лица — Провалов, Кривосудов, Хватайко и друг. — карикатурны; но К. метко попал в больное место современного ему общества и этим вызвал в чиновном мире бурю негодования. Пьеса, разрешенная имп. Павлом к постановке, была скоро снята с репертуара и даже при Александре I не сразу получила права гражданства. Бантыш-Каменский передает следующий эпизод, которому был сам свидетелем. Когда в 3 действии Хватайко поет: «Бери, большой тут нет науки; бери, что только можно взять. На что ж привешены нам руки, как не на то, чтоб брать?» — зрители начали рукоплескать, и многие, обратясь к одному из присутствовавших в театре чиновников, громко называли его по имени и восклицали: «это вы! это вы!» Популярность «Ябеды» в начале текущего столетия была настолько велика, что некоторые выражения комедии обратились в поговорки. Последующие переводные и подражательные драматическия произведения К. не имеют значения; одной из них, «Станорев или мнимая неверность», сам автор посвятил следующую эпиграмму:

Никто не мог узнать из целого партера
Кто в Станореве смел так осрамить Мольера;
Но общий и согласный свист
Всем показал, что то — К.

Из лирических стихотворений К., которые в свое время пользовались значительным успехом, лучшие: «В память береста» и «Обуховка», где автор обнаруживает много истинного чувства и богатый запас красок. К. пытался, несмотря на свою любовь к древним классикам, заменить гекзаметр в переводе греческих и римских авторов размером простонародных русских песентябрь Попытка эта не увенчалась успехом и не нашла себе подражателей. Сочинения К. изданы в 1849 г. Смирдиным.

Капнист, Василий Васильевич

ст. сов., стихотворец, род. 1757, † 1824 г., 28 октября.

Капнист, Василий Васильевич

[граф, 1757—1824] — русский драматург. Р. в семье богатого украинского помещика, был в свое время губернским предводителем дворянства Киевской, а потом Полтавской губ. Известен как автор комедии «Ябеда», поставленной в 1798 на сцене, но запрещенной после 4-го представления. В ней он примыкает к тому сатирико-дидактическому направлению, к-рое было особенно характерным для дворянской литературы второй половины XVIII в. Вышедшая в разгар репрессий Павла I, усиленно искоренявших «вольные мысли» (сам Капнист едва не был за нее отправлен в ссылку), «Ябеда» имела продолжительный успех. Она была направлена против взяток и беспорядков, процветавших в судах, и очень резко на них нападала: тип судьи, про которого говорится,

«Что и ошибкой он дел прямо не вершил,
Что с кривды пошлиной карманы начинил,
Что он законами лишь беззаконье удит»;

самые судейские порядки, при которых любое дело, «как солнце будь, то будет, аки мрак»: пьяные судьи, которые в комедии распевают песню:

«Бери, большой тут нет науки,
Бери, что только можно взять,
На что ж привешены нам руки,
Как не на то, чтоб брать, брать, брать».

и фамилии персонажей (по обычной для XVIII в. манере выражавшие их основные качества: Кривосудов, Хапайко, Праволов) — все это давало очень яркую картину судейских нравов и по существу не окупалось нравоучением, заложенным в комедии: «Законы святы, да исполнители — лихие супостаты..."

К этой же сатирической линии творчества К. примыкают и некоторые другие его произведения, в частности «Сатира первая и последняя», интересная своими язвительными нападками на современность и, между прочим, на лит-ые нравы. В творчестве К. заметна реакция дворянства против самодержавного произвола, жертвами которого часто становились и представители поместной интеллигенции. В таких напрель одах, как «Ода на рабство» (очень долго остававшейся ненапечатанной) или «Ода на истребление в России звания раба» (написанной им по поводу распоряжения Екатерины, чтобы русские обыватели в своих обращениях к верховной власти подписывались не рабами, а подданными), есть такое обращение к царям:

«На то ль даны вам скипетр, порфира,
Чтоб были вы бичами мира
И ваших чад могли губить?
Воззрите вы на те народы,
Где рабство тяготит людей;
Где нет любезные свободы
И раздается звук цепей» и т. д.

(«Ода на рабство»).

В позднейших произведениях К. эти мотивы — в связи с усилением реакции — сходят на-нет, и он примыкает к сентиментализму (см.), малозначительным представителем которого и является в своих одах — нравоучительных, элегических, горацианских и анакреонтических. К. пользовался популярностью у современников, ценивших «глубокое душевное чувство и неизъяснимо прелестную унылость» в его лирике и «благородную любовь к добродетели и святую ненависть к пороку» — в сатире. Но уже Белинский в «Лит-ых мечтаниях» писал: «Теперь К. совершенно забыт... потому что едва заметные блестки таланта еще не могут спасти писателя от всепоглощающих волн Леты», и позднее: «К... злоупотреблял своей грустью и слезами, ибо грустил и плакал в одной и той же оде на нескольких страницах».

Библиография: I. Сочин. КА. Смирдиным в его серии «Полное собр. сочин. русских авторов», СПб., 1849; Важнейшие оды, стихотворения и сатира, со ст. В. И. Саитова, «Русская поэзия XVIII в.", под ред. С. Венгерова, вып. IV, СПб., 1894; см. также вып. VI.

II. Веселовский А. А., Капнист и Гораций (Эпизод из знакомства с классической литературой в конце XVIII, начале XIX вв.), «Изв. Отд. русск. яз. и словесн. Акад. наук», т. XV, кн. I, 1910; Eго же, Капнист — переводчик Горация (Классический мир в представлении русского писателя первой половины XVIII в.), там же, т. XIX, кн. I, 1914. Капниста наиболее полно (но без «Оды на рабство», не помещенной по цензурным условиям) изд.


Все биографии русских писателей по алфавиту:

А - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - К - Л - М - Н - О - П - Р - С - Т - У - Ф - Х - Ц - Ч - Ш - Щ - Э - Я


Десятка самых популярных биографий:

  1. Биография Пушкина
  2. Биография Лермонтова
  3. Биография Булгакова
  4. Биография Гоголя
  5. Биография Есенина
  6. Биография Достоевского
  7. Биография Чехова
  8. Биография Маяковского
  9. Биография Евтушенко
  10. Биография Даля







 
Пользовательское соглашение - сopyright © 2006-2017
red @ RESHEBA.ws